В генерал-губернаторском дворце 28 апреля прошло открытие выставки «Горячий снег», которая посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В заголовке выставки - композиция «Горячий снег», выполненная в 1985 году Владимиром Касаткиным - художником Гусевского хрустального завода к 40-летию Победы.
Это большие геометрические формы бесцветного хрусталя с глубокой алмазной гранью – то ослепительно сияющей, то матовой. Диск красного селенового рубина лежит внутри форм и его яркие блики то накладываются изнутри стекла на алмазные хрустальные грани, то дробятся в нижней части формы. В эту композицию помимо трех форм художник включил стаканы со столь же глубокой алмазной гранью, они ассоциируются с поминальным столом, что дает повод подумать о цене Победы.
В романе «Горячий снег» (1970) у Юрия Бондарева, который был вдохновением художника на создание композиции из хрусталя, главный герой солдат плачет за погибшей подругой. Когда он вытирает мокрые глаза, снег на рукаве становится от слез горячим. От пролитой крови в боях снег становится горячим. Четверо оставшихся в живых артиллеристов дивизии в финале романа освящают только что полученные ордена в солдатском котелке, и глоток, который сделает каждый из них, – поминальный.
Выставка своей обостренностью чувств и психологическим накалом обращается, прежде всего, к молодому поколению – какое огромное счастье испытывали люди 9 мая 1945 года!
Экспозиция выставки основана на взаимодополнении графических монументальных работ «горящего» хрусталя и сурового стиля – «Знамена» Сергея Коноплев, композиции «Пламя» Бориса Федорова и вечный огонь вазы «Триумф Победы» Ольги Козловой «горит» у зримых сцен солдатского подвига. Графические работы дополняются живописными произведениями, композициями из хрусталя, скульптурами из мрамора, металла, керамики и стекла.